Введение
«Психологическая подготовка в детском дзюдо» — темой данного реферата стала не случайно. Для меня, как для детского тренера это первостепенный вопрос. Психологический аспект и детский тренер – два неразрывных компонента в деле создания спортсмена. До преподавания ритуалов борьбы, общей физической подготовки тренер должен найти ключ к внутреннему миру ребенка, наладить особый психологический контакт с ним. От исхода поединков детского тренера на поле психологии будут зависеть результаты всех остальных схваток в профессиональной карьере будущего спортсмена. Именно детский тренер в отличие от других своих коллег по цеху является для ученика первооткрывателем уникального мира «мягкого пути».
В данной работе я попытался изучить вопросы мотивации занятий дзюдо у детей, основ психологической подготовки в детско-юношеских секциях, а также сути психологического аспекта в дзюдо.
Мотивация занятий Дзюдо у детей
Мотивация — это активное состояние, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы).
Занятия дзюдо и спортом можно отнести как к действию, которое ориентировано наследственно – в виде соперничества, постоянной конкуренции. На подсознательном уровне – самовыживания и инстинкта самосохранения, т.е. защиты себя. Так и к условному рефлексу, в ситуации, когда человек с детства привык к физическим нагрузкам или генетически имеет хороший потенциал для физического развития и ему просто необходимо его развивать. Мотивы человека могут быть: индивидуальные, т.е. направленные на поддержание внутреннего постоянства среды (голода, жажды, избегание боли); групповые (забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии); познавательные (исследовательское поведение, игровая деятельность).
По мнению исследователя проблем детского спорта Екатерины Неверовой, спорт, рассматривая его с точки зрения физической подготовки, можно отнести ко всем 3 группам, т.к. чем больше физически развит человек, тем больше возможностей открывается на его пути. Спортсмен «выгоден», как носитель здоровых генов, с биологической точки зрения, он способен защитить и прокормить потомство. Так же, развиваясь физически, человек самореализуется, становится более самоуверенным и приобретает определенное положение в обществе.
Важную роль в организации поведения человека играют эмоции. Негативные эмоции отрицательно влияют на желание заниматься той или иной деятельностью. Если взрослый хотя бы относительно понимает, через что ему придется пройти, то ребенка необходимо заранее подготовить, что боль, страх и слезы будут неотъемлемой частью его нового занятия. В противном случае, родители могут добиться только того, что ребенок возненавидит спорт, как таковой. Так же взрослые адекватно оценивают цель к которой идут, могут реально представить результат и решить, оправдывает цель средства или нет. Для ребенка все эти понятия очень и очень относительны. Результат появляется далеко не сразу, да и эффект не такой сильный, как бы хотелось.
Необходимо осознавать, что для того, чтобы многого добиться, изначально надо и многое вложить, на что зачастую не хватает терпения, сил и поддержки. В свою очередь положительные эмоции наоборот подстегивают. Похвала, удачи и первенство стимулируют ребенка. Ставятся новые, более сложные задачи для достижения новых целей.
Основы психологической подготовки в детско-юношеских секциях
Задача психологической подготовки — создание оптимального уровня психологического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена (результативность в определенный момент времени).
Психологическая подготовка ученика должна начаться с первой его тренировки. Прежде всего надо научить спортсмена настраиваться на саму тренировку, во время которой он должен получить максимальный результат. Своим поклоном при входе в зал спортсмен должен научиться выражать реальную готовность и желание отдать все свои силы тренировке, не допускать послаблений себе, проникнуться духом дзюдо, оставить все, не имеющее к дзюдо отношения, за пределами зала. Для этого необходимо научить спортсмена не просто бездумно кланяться и вбегать в зал, а немного задержаться и задуматься, настроиться, мобилизовать себя духовно.
Для успешного достижения нужного настроя спортсмен должен знать, для чего он тренируется, ближайшие и перспективные цели, задачи, которые необходимо решить входе тренировки и при подготовке к соревнованиям.
У ученика должно выработаться к залу определенное отношение. Он должен с удовольствием приходить туда, ощущать зал своим домом, ощущать положительные эмоции. Этому способствуют здоровые отношения в команде, ощущение одной большой семьи. Мелкую работу по благоустройству зала и поддержанию порядка должны выполнять сами воспитанники.
Необходимо значительное время уделить психологической разгрузке. Тренер должен быть психологом всей команды и каждого спортсмена. Периодически необходимо устраивать выходы в лес, капустники. Если вдруг перестает получаться какой-либо прием или не идет борьба, имеет смысл не биться до седьмого пота над преодолением этого, а переключить акценты в подготовке спортсмена на другие необходимые вещи, разъяснив ему, что это обычное дело и все образуется само собой. Пусть спортсмен поборется с более слабым противником и поверит в себя. В противном случае может быть затрачено слишком много сил, а неуверенность так и останется внутри. Так биатлонисты, не попав в мишень, не продолжают стрелять в нее, а бьют по соседним.
С первых дней занятий спортсмена надо учить не только техническим приемам, но и приемам аутогенной тренировки. Для начала пусть он учится в конце тренировки отключаться от всего и мысленно прокручивать пройденный материал. При этом технические действия представляются выполненными правильно и до конца.
Перед соревнованиями спортсмену нужно поставить реальную задачу, которую он должен стремиться перевыполнить. В противном случае может произойти либо недооценка сил противника, либо большое разочарование от проигрыша. Не выполнив же реальную задачу, спортсмен должен испытывать неудовлетворенность и желание скорее достичь реально намеченной цели.
Большое значение имеет настрой на конкретные соревнования. Спортсмен должен научиться максимально расслабиться и максимально собраться. Некоторым состояние расслабленности и собранности удается достигнуть с помощью аутогенной тренировки. Неплох способ расслабления во время медленного бега трусцой с расслабленными, висящими руками. Когда после схватки не удается снять напряжение указанными способами, можно прибегнуть к следующему приему: наклонившись вперед, вобрать живот, ввести руку под солнечное сплетение и нажать слегка пальцами, испытывая при этом легкое чувство тошноты. Как правило, это приводит к тому, что достаточно быстро удается снять нервное и психическое перенапряжение.
Суть психологического аспекта в дзюдо
Для дзюдоистов типичны способность предугадывать намерения соперника, внезапные решения и высокая волевая активность.
Успех тактики зависит от мгновенного анализа обстановки, быстроты решения. Важную роль здесь играют сенсомоторные способности — точность движения, наблюдательность.
Характер функциональной нагрузки и способов движения в дзюдо требует выносливости и волевых усилий. Кроме того, на протяжении встречи необходимо часто преодолевать неприятные чувства, вытекающие из прямого контакта с соперником, т. е. боль, причиняемую удушением и болевыми приемами, а также неправильным проведением некоторых технических действий и приемов.
Психологическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок. Психологическая подготовка направлена на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности.
Формирование личности спортсмена осуществляется формами идейной, моральной и волевой подготовки и продолжается непосредственно в ходе тренировок и соревнований. Таким образом, регулирование психического состояния — процесс непрерывный и постоянный и ведется он как тренером, так и самим спортсменом.